Тромбоз путешественников или "синдром экономического класса"
Тромбоз путешественников или "синдром экономического класса"
Общие сведения о "синдроме экономического класса"
Взаимосвязь венозного тромбоза и легочной эмболии с длительным путешествием была выявлена еще в середине прошлого века и описана в научной литературе J.Homans'ом в 1954 году. В 1977 году I.S.Symington и B.H.R.Stack впервые употребили термин «синдром экономического класса», описывая 8 случаев легочной эмболии, развившейся вскоре после путешествия в экономическом классе самолета. В 1988 J.M.Cruikshank и соавт. также употребили этот термин для описания легочной эмболии после авиаперелета. Примечательно, что двумя из шести описанных авторами пациентов явились они сами, причем у одного из них тромбоз вен голени возник после перелета в бизнес классе.
На сегодняшний день эпидемиология тромбоза авиапутешественников характеризуется следующими цифрами:
Частота обнаружения тромботического поражения венозной системы нижних конечностей без признаков легочной эмболии составляет 4,5-10% среди лиц, предпринимающих длительные авиапутешествия.
Однако истинная частота бессимптомных венозных тромбозов и малосиптомных легочных эмболий остается неизвестной в связи с трудностью диагностики и низкой медицинской активностью населения.
Основными факторами, способствующими развитию венозного тромбоза во время авиапутешествия являются:
Профилактика синдрома экономического класса
Для надежного предотвращения венозного тромбоза и легочной эмболии, в первую очередь, необходимо отнести авиапутешественника к соответствующей группе риска. На сегодняшний день принято выделять три группы риска в зависимости от длительности перелета и наличия дополнительных состояний, повышающих риск венозных тромбозов (Лобастов К.В., Баринов В.Е.). Подробная схема стратификации риска опубликована в журнале "Флебология" №1 от 2011 года (том 5).
Неспецифические мероприятия:
Компрессионный трикотаж 1 класса
(18-21 мм.рт.ст. стандарта RAL) может быть использован при перелетах длительностью более 8 часов пассажирами без дополнительных факторов риска венозных тромбозов. Такой трикотаж может быть свободно приобретен в соответствующем салоне после адекватного определения размера конечности и не требует предварительной консультации флеболога. Подбор трикотажа для пассажиров с дополнительными факторами риска требует очной консультации флеболога с выполнением ультразвукового дуплексного ангиосканирования. В этой ситуации степень и уровень компрессии будут зависеть от характера и степени поражения венозной системы нижних конечностей.
Профилактический трикотаж не обладает доказанной клинической эффективностью и не может быть использован как средство профилактики тромбоза авиапутешественников.
Флеботонические препараты (детралекс) в суточной дозе (2 каспулы одномоментно за 2 часа до вылета) могут применяться для предотвращения отеков нижних конечностей на фоне длительного авиаперелета, однако в отношении венозного тромбоза их эффективность также не доказана.
Прямые антикоагулянты (фракционированные гепарины) обладают доказанной клинической эффективностью и должными быть использованы пассажирами с высоким риском по назначению флеболога. Пассажирам, постоянно принимающим непрямые антикоагулянты (варфарин), необходимо проконтролировать МНО накануне планируемого авиапутешествия (оптимально за 3-4 дня). В случае, если значение МНО не достигает рекомендованного интервала, необходимо провести коррекцию дозы по согласованию с лечащим врачом за 3-4 суток до вылета. Если низкие значения МНО выявлены непосредственно перед путешествием, то необходимо проконсультироваться у лечащего врача о необходимости дополнительного введения прямых антикоагулянтов.